Психологические исследования, продолжавшиеся в течение
многих лет, выявили две главные способности, которыми различаются между собой
мальчики и девочки, мужчины и женщины. В среднем женщины превосходят мужчин по
вербальным способностям и уступают им в отношении математических и
«пространственных» способностей (рис. 153). Различия невелики, и они не
обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя
представителями обоих полов. Некоторые мужчины обладают лучшими вербальными
способностями, чем большинство женщин, а некоторые женщины имеют лучшие
математические и пространственные способности, чем многие мужчины.
|
Рис. 153. Как показывают эти схематизированные
кривые, хотя в среднем у женщин лучше развиты вербальные способности, а у
мужчин — пространственные, различия все же очень незначительны. |
Тем не менее в тестах по определению коэффициента
интеллектуальности (IQ) неизменно выявляются различия между полами в средних
величинах, и эти различия часто обнаруживаются уже в детстве. Девочки научаются
говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с
трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказавшихся неспособными к
чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. От каких различий в
полушариях мозга это могло бы зависеть?
При изучении размеров planum temporale в обоих
полушариях на обширном материале вскрытий была получена также информация о
половых различиях большинства экземпляров мозга. Хотя более крупные размеры
planum temporale в правом полушарии встречались сравнительно редко, в
большинстве таких случаев мозг принадлежал женщине (Wada et al., 1975). Эти
возможные половые различия в анатомии мозга приобретают определенный смысл в
связи с разницей в способностях, о которой говорилось выше; но особый интерес
они вызывают в сопоставлении с данными о том, что повреждения мозга приводят у
мужчин и женщин к разным результатам.
Различия в последствиях повреждений
мозга
Из того, что было до сих пор сказано в этой главе,
следовало бы ожидать, что повреждение левого полушария будет приводить к
дефектам вербальных функций, а правого — к дефектам пространственных функций.
Герберт Лансделл (Lansdell, 1962) предсказывал именно такие результаты, когда
он начал изучать последствия частичного удаления одной височной доли у больных
обоего пола. Его прогноз оказался верным для мужчин, но не для женщин. Этот
неожиданный результат заставил Лансделла предположить, что распределение
функций может быть различным для женского и мужского мозга.
Дальнейшие исследования подкрепили этот вывод. Ж. Мак-Глоун
(CmGlone, 1978) обследовала 85 праворуких больных, у которых инсульт или
опухоль мозга привели к повреждению левого или правого полушария. У мужчин
поражение левого полушария вызывало афазию в три раза чаще, чем у женщин, и
приводило к гораздо большему ухудшению вербальных способностей, определяемых по
шкале Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale — один из стандартных тестов
для оценки IQ).
Хотя результаты невербальных субтестов у этих больных
не выявляли значительных различий в зависимости от пола или стороны повреждения
мозга, при сравнении оценок, полученных по вербальным и невербальным субтестам,
обнаружились резкие различия. У мужчин поражение левого полушария ухудшало
результаты вербального теста в большей степени, чем невербального, а при
поражении правого полушария получалось обратное соотношение. Для женщин
сторона, на которой произошло поражение, не имела столь большого значения. У
них наблюдались ухудшения, но они не коррелировали с поражением того или другого полушария.
Следовательно, у мужчин специализация полушарий, по-видимому, выражена в
большей степени, чем у женщин. Вероятно, у женщин вербальные и пространственные
функции более широко распределены в обоих полушариях, тогда как у мужчин они
более строго разделены — вербальные в левом, пространственные в правом
полушарии.
У здоровых детей выявились значительные различия в
распределении пространственных способностей между полушариями у мальчиков и у
девочек (Witelson, 1976). Было обследовано двести праворуких детей обоего пола
в возрасте от 6 до 13 лет. Им предлагали взять в каждую руку по предмету
необычной, сложной формы и в течение 10 секунд манипулировать ими (Рис. 154).
Затем им показали рисунки шести предметов и спросили, какой из них
соответствует предмету, находящемуся в той или другой руке. У мальчиков процент
правильного выбора рисунка, изображающего предмет, находившийся в левой руке,
был значительно выше, чем для предметов в правой руке. У девочек результаты
оказались одинаковыми для обеих рук.
|
Рис. 154. Здоровые
мальчики и девочки ощупывают каждой рукой предмет сложной формы в течение 10
секунд, а затем пытаются подобрать подходящий из шести образцов. У мальчиков
результаты для левой руки были лучше, чем для правой; у девочек различий не
отмечено. |
В более ранних исследованиях большинство больных с
поражениями мозга были мужчины — жертвы военных ранений. Поэтому в то время
никто даже не задумывался над существованием половых различий. Но если, как
теперь выясняется, эти функциональные (и, по-видимому, анатомические) различия
между мозгом мужчины и мозгом женщины существуют, то как можно объяснить их
возникновение?
Пренатальное развитие и тестостерон
На шестой неделе после оплодотворения у человеческого
зародыша образуются гонады, или половые железы, которые вначале одинаковы у
обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на третьем месяце внутриутробного
развития под влиянием одного или нескольких генов Y-хромосомы гонады начинают
дифференцироваться в семенники, которые приступают к секреции мужского гормона
тестостерона. Хотя тестостерон в небольшой концентрации имеется и у плода
женского пола (так как в некотором количестве он образуется в организме
матери), содержание этого гормона у мужского плода после формирования
семенников сильно возрастает.
Как полагает Норман Гешвинд (Geschwind, 1982),
тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося
мозга и ответствен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин.
Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда,
замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и
способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского
пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции
нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление
необходимых связей (см. гл. 1), то подобная задержка
может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же
гораздо чаще встречается у мужчин. Так же можно объяснить и дефекты развития,
подобные описанным выше аномалиям в строении мозга у юноши с дислексией. Это
нарушение встречается у мужчин в четыре раза чаще, чем у женщин и, по-видимому,
связано с леворукостью.
Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — более
подвержены определенным заболеваниям иммунной системы, например язвенным
колитам. Тестостерон, как было показано, оказывает тормозящее влияние на
развитие иммунной системы. Поскольку леворукость, иммунологические расстройства
и сбои в обучении имеют тенденцию к семейному распространению, Гешвинд приходит
к выводу, что некоторые генные комплексы, ответственные за иммунную
реактивность, регулируют и уровень тестостерона, вследствие чего у отдельных
индивидуумов наблюдается либо избыточная секреция этого гормона, либо повышенная
чувствительность к нему.
Если представление о тормозящем влиянии тестостерона
на развитие левого полушария верно, то оно позволяет объяснить возможные
половые различия в асимметрии мозговых полушарий.